✅Имам Абу Бакр ибн Фурак аль-Асбахани аш-Шафии (ум. 406 х/1015 м). Был учеником учеников имама Ахлю Сунны Абуль-Хасана аль-Ашари. Также являлся устазом хафиза аль-Байхаки. По его велению последний написал свои два трактата «Аль-Иътикад» и «Асмау ва Сифат». Упомянул шейхуль Ислам ан-Навави об Ибн Фураке как об одном из трех, «которые объединились в одном веке на помощь пути хадиса и сунны в вопросах вероубеждения, и которые помогали мазхабу шейха Абуль-Хасана аль-Аш’ари». Говорит имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) в своей книге «Табакат Шафиийя аль-Кубра» в биографии имама Ахлю Сунны Абу Бакра ибн Фурака аль-Асбахани (ум. 406 х/1015 м): والمسألة المشار إليها : وهي انقطاع الرسالة بعد الموت مكذوبة قديما على الإمام أَبِي الْحَسَن الأشعري نفسه ، وقد مضى الكلام عليها فِي ترجمته. إذا عرفت هذا ، فاعلم أن أَبَا مُحَمَّد بْن حزم الظاهري ذكر فِي النصائح أن ابن سبكتكين قتل ابن فورك ، بقوله لهذه المسألة ، ثم زعم ابن حزم ، أنها قول جميع الأشعرية. قالت : وابن حزم لا يدري مذهب الأشعري ، ولا يفرق بينهم وبين الجهمية ؛ لجهلهم بما يعتقدون. «Вышеупомянутый вопрос: это прекращение послания (пророчества) после смерти (Пророка), который давно ложно приписан самому имаму Абуль-Хасану аль-Аш’ари, и разговор об этом мы прошли в его жизнеописании. Когда ты узнал это (вышесказанное), то знай, что поистине Мухаммад ибн Хазм аз-Захири упомянул в своих «Наставлениях», что Ибн Сабкаткайн убил Ибн Фурака из-за того, что он высказывал это мнение, затем Ибн Хазм вообразил, что это мнение всех ашаритов. Я говорю: Ибн Хазм не знал мазхаб ашаритов, и (также не знал) разницу между ними и джахмитами из-за его невежества в том, в чем они убеждены. وقد حكى ابن الصلاح ما ذكره ابن حزم ، ثم قَالَ : ليس الأمر كما زعم ، بل هو تشنيع على الأشعرية أثارته الكرامية ، فيما حكاه القشيري. قلت : وقد أسلفنا كلام القشيري فِي ذلك فِي ترجمة الأشعري. وذكر شيخنا الذهبي كلام ابن حزم ، وحكى أن السلطان أمر بقتل ابن فورك ، فشفع إليه ، وقيل : هو رجل له سن ، فأمر بقتله بالسم ، فسقي السم. ثم قَالَ : وقد دعا ابن حزم للسلطان محمود ، أن وفق لقتل ابن فورك. وقال : فِي الجملة ابن فورك خير من ابن حزم ، وأجل ، وأحسن نحلة. وقال قبل ذلك ، أعني شيخنا الذهبي : كان ابن فورك رجلا صالحا. ثم قَالَ : كان مع دينه صاحب فلتة وبدعة.انتهى. Поистине, передает Ибн ас-Салях то, что упомянул Ибн Хазм, и затем сказал: «Дело не обстоит так как это вообразил Ибн Хазм, напротив это мерзость в адрес ашаритов которую подняли каррамиты, как это передал аль-Кушайри». Я скажу: Были приведены слова аль-Кушарйи об этом в биографии аль-Аш’ари. И упомянул наш шейх аз-Захаби слова Ибн Хазма, и передал, что правитель повелел убить Ибн Фурака и ходатайствовал для этого, также сказали: «Он пожилой человек, поэтому повелел убить его ядом и напоили его ядом». Затем сказал (аз-Захаби): «Ибн Хазм делал дуа султану Махмуду, чтобы (Аллах) помог ему в убийстве ибн Фурака». Также сказал (аз-Захаби): «В общем Ибн Фурак лучше чем Ибн Хазм, выше (него) и лучше вероисповеданием». Также сказал (аз-Захаби): «Ибн Фурак был праведником». Затем сказал: (однако он) был вместе с религиозностью сторонником "фалтата" и новшества. قلت : أما أن السلطان أمر بقتله ، فشفع إليه ، إلى آخر الحكاية ، فأكذوبة سمجة ، ظاهرة الكذب من جهات متعددة. منها : أن ابن فورك لا يعتقد ما نقل عنه ، بل يكفر قائله ، فكيف يعترف على نفسه بما هو كفر ؟ وإذا لم يعترف فكيف يأمر السلطان بقتله ؟ وهذا أَبُو القاسم القشيري أخص الناس بابن فورك ، فهل نقل هذه الواقعة ، بل ذكر أن من عزى إلى الأشعرية هذه المسألة ، فقد افترى عليهم ، وأنه لا يقول بها أحد منهم. ومنها : أنه بتقدير اعترافه ، وأمره بقتله ، كيف ترك ذلك لسنه ، وهل قَالَ مسلم : إن السن مانع من القتل بالكفر ، على وجه الشهرة ، أو مطلقا ، ثم ليت الحاكي ضم إلى السن العلم ، وإن كان أيضا لا يمنع القتل ، ولكن لبغضه فيه لم يجعل له خصلة يمت بها غير أنه شيخ مسن ، فيا سبحان اللَّه ، أما كان رجلا عالما ، أما كان اسمه ملأ بلاد خراسان والعراق ، أما كان تلامذته قد طبقت طبق الأرض ، فهذا من ابن حزم مجرد تحامل ، وحكاية لأكذوبة سمجة ، كان مقداره أجل من أن يحكيها. Я говорю (ас-Субки): что касается того, что правитель повелел убить его (Ибн Фурака) и ходатайствовал для этого и т.д. до конца этого рассказа, то это является неприятной ложью, ложность которой явна с разных сторон. Из них: поистине, Ибн Фурак не исповедовал то, что передали от него, напротив, он считал неверным высказывающего подобное. Как же он признал в отношении себя то, что является куфром? А если он не признал, то как повелел правитель убить его? Вместе с этим, Абуль-Касим аль-Кушайри был особенным из людей (в дружбе) с Ибн Фураком. Разве передал он этот случай? Напротив, он упомянул, что из того, что приписали ашаритам (также) является этот вопрос, и что клеветали на них, и что не высказывал подобного ни один из них. Из них: если даже предположить, что он признался и его повелели убить (отрубанием головы), то как же они могли оставить это (убийство отрубанием головы) по причине его возраста? Разве скажет мусульманин: «Поистине годы (т.е. престарелость) препятствуют убийству - из-за куфра - прилюдно или в общем»? А затем. О если бы рассказчик прибавил к годам (также) знания - даже если и тогда не препятство

Теги других блогов: биография Ислам ученик